Мир - хорошая школа, но учиться приходится у себя самого
Предыдущий пост сподобил меня поразмышлять о той роли, что я играю 4 дня в неделю. По другую сторону парты.
Сначала это было удивительное ощущение, как будто всех вверх тормашками, как будто я езжу на машине с правым рулем и все время забываю, в какую сторону смотреть. Я купила два костюма - черный брючный и бежевый с юбкой, блузка с рюшками у меня уже была, надела черные туфли на каблуках и оказалась в кабинете у директора частной школы. Была жара, конец учебного года, и в своем плохо сидящем (первая подборка делового наряда была неудачной) я сидела под внимательным изучающим взглядом ухоженной женщины средних лет, которая постукивала по столу из красного дерева своим Паркером. Мне был 21 год, живот болел с самого утра, в черной папке, которую я держала в руках, была ручка и белые листы. А пришла я туда с папой, потому что директор школы была знакомой его знакомого, и родители уже сдались под моим напором, откинули мечты о моей карьере переводчика на переговорах, и решили меня трудоустроить. На практику. До этого я давала только частные уроки, директор усмехнулась: "Ну, сейчас все будет по-другому" и дала мне начальную школу.
Полтора месяца я мужественно вставала в шесть утра, ехала через весь город к первому уроку, усмиряла боль в животе, по вечерам рисовала какие-то плакаты, рисунки, разучивала стишки, перематывала кассету в магнитофоне к каждому уроку, входила в класс под наблюдающие за каждым движением взгляды 10-12 пар детских глаз. А потом меня снова вызвала директор, на этот раз уже одну и без обивняков сказала: "Извини, ты нам не подходишь, даже в качестве резервного преподавателя, мы напишем тебе справку в универ, что практику отработала (к слову, справка нам была необязательна), удачи тебе и все такое".
Я выбежала из школы в тщательно сглатываемых слезах - быстрее, прочь отсюда, порыдать над крушением всех устремлений и надежд и почувствовала, что боль в животе проходит. Что можно, наконец-то, снять эти дурацкие два костюма, отложить в сторону листы А3 с рисунками и табличками и не вставать в шесть. Думаю, втайне мои родители рассчитывали, что после этого опыта я от своих намерений откажусь)
Но я поступила в магистратуру, там уже началась практика в универе, у девочек-второкурсниц, я им преподавала герменевтику, под чутким руководством своего куратора, снова придумывала задания, расписывала урок по минутам, снова болел живот перед первым открытым уроком, когда на меня пришли посмотреть человек 15 профессоров и моих однокурсниц, но оценки 10, 10, 10 и то, что действительно получалось, вдохновило меня на новые подвиги) И я снова рискнула, и так получилось, что четыре года назад я оказалась в техническом колледже. Первым делом я выкинула свои дурацкие деловые костюмы, купила новый, в зеленую клетку с юбкой клеш чуть выше колена и отправилась в завучу трястись. Оказалось, что меня знает сын завуча, что сразу повысило мои ставки)) И меня пригласили на урок в группе, в которой я должна была начать работать с сентября. Меня представили и попросили сказать несколько слов. Мама дорогая! Учтем, что язык обучения - латышский, который я учила в школе когда-то, но в универе все на иглише, все забылось. Ээээ... ну, здравствуйте, дети...
"Дети" 17 лет от роду: "Здрасте"
Бублик 22 лет от роду: "Ну...ээээ...буду вас учить"
Один из детей: "Ой, не повезлоооо"
Я: "Кому именно?"
На этом мой запас знаний латышского истек, ну и я закруглилась, оформила всякие санитарные книжки и стала с ужасом ждать сентября. То лето выдалось нелегким, я кисла, толстела, потом случилось несчастье в семье, колбасило меня не по-детски. Пришел конец августа, педсовет, новый коллектив, чистка помещений, и вот - Первое Сентября. Мамааааа! Я - училка!
Первый урок, я захожу в класс, мои ученики младше меня хорошо, если года на два (мы до сих пор с некоторыми из них общаемся), я дефилирую в новых туфлях к учительскому столу, принимаю серьезный вид и заявляю: "Так, правило номер один, слушаем меня и не спорим". А студент со второй парты: "Вы там ценник от туфли не содрали". Хе-хе. "Нда? Хорошо, что сказал, на перемене проверю". Пытаюсь сохранить хладнокровие. Латышского я, значит, не знаю, говорю по английски, которого, в свою очередь, не знают они. Хых.
И закрутилось. Посещаемость у меня во всех группах была стопроцентная, этот цирк никто не хотел пропускать. Ладно, студенты, они - люди взрослые, купили книжку, пишем технические переводы, в которых я ни черта не понимаю, флиртуем переодически, да и дружим по сути-то.
А вот младшие - это номер без страховки под куполом цирка. Училка носится по классу, пытаясь хоть кого-то утихомирить, при этом мы типа пишем контрольную, хотя никто не готов, ни фига не слышно, непонятно... Сорвалась я где-то в середине октября, когда самый отпетый двоечник надул из презерватива шарик и пустил его по классу. Тогда я часто бегала к расписанию, подсчитывала оставшиеся уроки, говорила себе - вот этот год протяну, а потом все, уйду себе спокойно, буду только репетиторством заниматься, на кусок хлеба мне не надо зарабатывать, в общем, еще чуть-чуть, Бублик. Еще чуть-чуть.
Уже потом мне сказали, что до меня шесть лет подряд менялись училки, отработав по одному году в этом бедламе. А у учителей так и есть - либо ты срываешься в первый год, либо остаешься на много-много лет. В общем, подошла весна, экзамены, уроков стало меньше, дышать стало легче и мысли об уходе посещали все реже и реже. А похудела я к июню на 7 кг и весила меньше, чем будучи школьницей - золотое было время, ага.
А потом просто перестало быть страшно. Перестала бояться заходить в переполненный класс, перестала нервничать от постоянного внимания, шума, вопросов, перестала заморачиваться на деловых костюмах и нашла свой стиль, перестала бояться требовать от своих учеников выполнения заданий, научилась резко разговаривать. Язык выучил) Сейчас я бы тот же самый пост написала бы на латышском без проблем. А потом я взяла классное руководство, и это уже отдельная история.
Заходишь по ту сторону парты, берешь в руки журнал, отработанным движением пишешь тему урока, налаживаешь дисциплину одним строгим взглядом, берешь на себя ответственность за других. Понимаешь, что они от тебя зависят, они смотрят тебе в рот и хотят услышать интересную историю, хотят поделиться своими историями, проблемами, переживаниями. А потом, когда они идут сдавать центральзованный экзамен трясешься за них под дверью, спрашиваешь - ну как там? как все прошло? И почти плачешь от счастья, что научила, что они справились. Что Я справилась.
Да и сейчас бывает сложно, это вообще сложный путь - к поиску себя. Но иногда я прямо начинаю себя уважать за то, что сумела несмотря на природную мягкость стать лидером. Я не хотела лидерства, но это был единственный способ достигнуть мечты, к которой я стремилась с пяти лет, сажая кукол в ряд перед игрушечной доской и записывая там домашние задания.
Меня часто спрашивают - тебе что, правда нравится? Все еще преподаешь, не надоело? Это же такой тяжелый и неблагодарный труд, зачем тебе это, когда ты вообще можешь сидеть дома и плевать в потолок?
Затем. Хочу и все. От своего так просто не отказываются.
Сначала это было удивительное ощущение, как будто всех вверх тормашками, как будто я езжу на машине с правым рулем и все время забываю, в какую сторону смотреть. Я купила два костюма - черный брючный и бежевый с юбкой, блузка с рюшками у меня уже была, надела черные туфли на каблуках и оказалась в кабинете у директора частной школы. Была жара, конец учебного года, и в своем плохо сидящем (первая подборка делового наряда была неудачной) я сидела под внимательным изучающим взглядом ухоженной женщины средних лет, которая постукивала по столу из красного дерева своим Паркером. Мне был 21 год, живот болел с самого утра, в черной папке, которую я держала в руках, была ручка и белые листы. А пришла я туда с папой, потому что директор школы была знакомой его знакомого, и родители уже сдались под моим напором, откинули мечты о моей карьере переводчика на переговорах, и решили меня трудоустроить. На практику. До этого я давала только частные уроки, директор усмехнулась: "Ну, сейчас все будет по-другому" и дала мне начальную школу.
Полтора месяца я мужественно вставала в шесть утра, ехала через весь город к первому уроку, усмиряла боль в животе, по вечерам рисовала какие-то плакаты, рисунки, разучивала стишки, перематывала кассету в магнитофоне к каждому уроку, входила в класс под наблюдающие за каждым движением взгляды 10-12 пар детских глаз. А потом меня снова вызвала директор, на этот раз уже одну и без обивняков сказала: "Извини, ты нам не подходишь, даже в качестве резервного преподавателя, мы напишем тебе справку в универ, что практику отработала (к слову, справка нам была необязательна), удачи тебе и все такое".
Я выбежала из школы в тщательно сглатываемых слезах - быстрее, прочь отсюда, порыдать над крушением всех устремлений и надежд и почувствовала, что боль в животе проходит. Что можно, наконец-то, снять эти дурацкие два костюма, отложить в сторону листы А3 с рисунками и табличками и не вставать в шесть. Думаю, втайне мои родители рассчитывали, что после этого опыта я от своих намерений откажусь)
Но я поступила в магистратуру, там уже началась практика в универе, у девочек-второкурсниц, я им преподавала герменевтику, под чутким руководством своего куратора, снова придумывала задания, расписывала урок по минутам, снова болел живот перед первым открытым уроком, когда на меня пришли посмотреть человек 15 профессоров и моих однокурсниц, но оценки 10, 10, 10 и то, что действительно получалось, вдохновило меня на новые подвиги) И я снова рискнула, и так получилось, что четыре года назад я оказалась в техническом колледже. Первым делом я выкинула свои дурацкие деловые костюмы, купила новый, в зеленую клетку с юбкой клеш чуть выше колена и отправилась в завучу трястись. Оказалось, что меня знает сын завуча, что сразу повысило мои ставки)) И меня пригласили на урок в группе, в которой я должна была начать работать с сентября. Меня представили и попросили сказать несколько слов. Мама дорогая! Учтем, что язык обучения - латышский, который я учила в школе когда-то, но в универе все на иглише, все забылось. Ээээ... ну, здравствуйте, дети...
"Дети" 17 лет от роду: "Здрасте"
Бублик 22 лет от роду: "Ну...ээээ...буду вас учить"
Один из детей: "Ой, не повезлоооо"
Я: "Кому именно?"
На этом мой запас знаний латышского истек, ну и я закруглилась, оформила всякие санитарные книжки и стала с ужасом ждать сентября. То лето выдалось нелегким, я кисла, толстела, потом случилось несчастье в семье, колбасило меня не по-детски. Пришел конец августа, педсовет, новый коллектив, чистка помещений, и вот - Первое Сентября. Мамааааа! Я - училка!
Первый урок, я захожу в класс, мои ученики младше меня хорошо, если года на два (мы до сих пор с некоторыми из них общаемся), я дефилирую в новых туфлях к учительскому столу, принимаю серьезный вид и заявляю: "Так, правило номер один, слушаем меня и не спорим". А студент со второй парты: "Вы там ценник от туфли не содрали". Хе-хе. "Нда? Хорошо, что сказал, на перемене проверю". Пытаюсь сохранить хладнокровие. Латышского я, значит, не знаю, говорю по английски, которого, в свою очередь, не знают они. Хых.
И закрутилось. Посещаемость у меня во всех группах была стопроцентная, этот цирк никто не хотел пропускать. Ладно, студенты, они - люди взрослые, купили книжку, пишем технические переводы, в которых я ни черта не понимаю, флиртуем переодически, да и дружим по сути-то.
А вот младшие - это номер без страховки под куполом цирка. Училка носится по классу, пытаясь хоть кого-то утихомирить, при этом мы типа пишем контрольную, хотя никто не готов, ни фига не слышно, непонятно... Сорвалась я где-то в середине октября, когда самый отпетый двоечник надул из презерватива шарик и пустил его по классу. Тогда я часто бегала к расписанию, подсчитывала оставшиеся уроки, говорила себе - вот этот год протяну, а потом все, уйду себе спокойно, буду только репетиторством заниматься, на кусок хлеба мне не надо зарабатывать, в общем, еще чуть-чуть, Бублик. Еще чуть-чуть.
Уже потом мне сказали, что до меня шесть лет подряд менялись училки, отработав по одному году в этом бедламе. А у учителей так и есть - либо ты срываешься в первый год, либо остаешься на много-много лет. В общем, подошла весна, экзамены, уроков стало меньше, дышать стало легче и мысли об уходе посещали все реже и реже. А похудела я к июню на 7 кг и весила меньше, чем будучи школьницей - золотое было время, ага.
А потом просто перестало быть страшно. Перестала бояться заходить в переполненный класс, перестала нервничать от постоянного внимания, шума, вопросов, перестала заморачиваться на деловых костюмах и нашла свой стиль, перестала бояться требовать от своих учеников выполнения заданий, научилась резко разговаривать. Язык выучил) Сейчас я бы тот же самый пост написала бы на латышском без проблем. А потом я взяла классное руководство, и это уже отдельная история.
Заходишь по ту сторону парты, берешь в руки журнал, отработанным движением пишешь тему урока, налаживаешь дисциплину одним строгим взглядом, берешь на себя ответственность за других. Понимаешь, что они от тебя зависят, они смотрят тебе в рот и хотят услышать интересную историю, хотят поделиться своими историями, проблемами, переживаниями. А потом, когда они идут сдавать центральзованный экзамен трясешься за них под дверью, спрашиваешь - ну как там? как все прошло? И почти плачешь от счастья, что научила, что они справились. Что Я справилась.
Да и сейчас бывает сложно, это вообще сложный путь - к поиску себя. Но иногда я прямо начинаю себя уважать за то, что сумела несмотря на природную мягкость стать лидером. Я не хотела лидерства, но это был единственный способ достигнуть мечты, к которой я стремилась с пяти лет, сажая кукол в ряд перед игрушечной доской и записывая там домашние задания.
Меня часто спрашивают - тебе что, правда нравится? Все еще преподаешь, не надоело? Это же такой тяжелый и неблагодарный труд, зачем тебе это, когда ты вообще можешь сидеть дома и плевать в потолок?
Затем. Хочу и все. От своего так просто не отказываются.
10-12 пар детских глаз
круто, что так мало...хыыых и я никогда не забуду свой первый урок, в 6 классе ЗПР (самым первым он не был - там у меня все уроки смешались, я пришла я на урок(!) в жинсе...и в пинжаке... шмешной колобок вещает про камушки...хихи, Не дай Мерлин еще рааз! Но это было неечто...
Главное правило: " Не парься, на первом уроке у 90% студентов до конца урока всегда остается время"
человек 15 профессоров и моих однокурсниц
вот это действительно жеесть... Бубля, жму руку! Оч. круто, что ты справилась. Одна училка то глаза режет, а 15 О____о жеесть!
Мамааааа! Я - училка!
Так, правило номер один, слушаем меня и не спорим".
встала "руки по швам" и приготовилась слушать!
Бубля, а вид у тебя при этом наверна серьезный серьезный был...
флиртуем переодически, да и дружим по сути-то.
О, это верно!...то есть круто, флиртовать, дружить! это вообще зе бест!
Заходишь по ту сторону парты, берешь в руки журнал, отработанным движением пишешь тему урока, налаживаешь дисциплину одним строгим взглядом, берешь на себя ответственность за других.
Хочу... тоже так хочу хочу...
А вообще прочитала пост и поняла, что скучаю по школе... по своей... по детям... ыыхх... завтра зайду поздороваться....
БублЪ, пасиб, я теперь вспомнила, зачем пошла учиться дальше!
Вид всегда серьезный, но что-то мне не всегда верят насчет серьезности намерений))
крууто... я тебе верю
но что с меня возьмешь? а я все равно верю
Посещаемость у меня во всех группах была стопроцентная, этот цирк никто не хотел пропускать.
А потом просто перестало быть страшно. А через сколько перестает быть страшно?) В днях пожалуста)
А у учителей так и есть - либо ты срываешься в первый год, либо остаешься на много-много лет. записала
И почти плачешь от счастья, что научила, что они справились. Это, наверное, самое здоровское...
Отличный пост) Спасибо))
Знаешь, читая пост, у меня проскочила искорка зависти, по-хорошему доброй и белой зависти.
Я на 3 курсе устроилась в родную школу, из которой когда-то со слезами на глазах уходила 27 июня как сейчас помню. Преподавала я детям информатику. С младшими классами всё шло на ура! Детки с интересом слушали меня. На лёгком уровне я рассказывала как работает копм, ставили спектакли с участием мышки и тёти Клавы (клавиатуры), в Paint рисовали картинки, печатали лабуду в ворде. Всё было жизнерадосто и весело! В классе царило понимание, любовь к компу и покой! были, конечно, шалости, куда же без них...Но все шалости заканчивали на том, что я грозила выключить комп. И дети тут же успокаивались.
А потом какой-то умный человек решил, что старшим классам тоже нужна информатика! И вот тут началось... Это был 9 класс. Юношеский максимализм, переходный возраст, становление личности, стремление показать своё "Я".. не знаю, какова была причина всего этого. Но это был кошмар! Они орали, хамили, девочки вели себя, как буд-то они королевы, а я так... Мальчики откровенно предлагали непристойности и прочее. Я стала нервной и дёрганной. Никакие уговоры не помогали! Им было просто "положить" на меня и на учёбу! Им было ПОФИГ! Пофиг на всё и вся! Я пыталась, лезла из шкуры вон, пыталась объяснить, пыталась договориться. А они мне в ответ: "ты нас страше на 5 лет! Какая ты училка!". И хамство продолжалось до тех пор, пока директор случайно всё это не услышал. Директор выпал в осадок! Был педсовет, были родительские собрания. Меня, никто е винил, все винили тех детей. даже родители говорили, что дети тупы и неуправляемы. Обещались взяться за перевоспитание. Директор умоляла меня остаться и простить их. Но! Чаша терпения была переполнена! Я ушла. На смену мне пришла девочка-практикантка из ПедВУЗа. И что ты думаешь? Всё тоже самое. Проклятый замкнутый круг.
Я думала, что в этом моя вина, что я такая слабохарактерная и мягкотелая. Что я не смогла привлеч детей, заинтересовать их. Но, видимо, моей вины тут нет. Или всё же есть....не знаю.
Уже позже я узнала, что одного мальчика из этого класса убили, другого застукали в подвале над издевательством над другим ребёнком. И после этого, я окончательно убедилась, что я сделала всё, что можно. Что это не я плохая, а дети твердолобые. Но осадок всё равно остался...
Вот поэтому, Бублик, я по-белому тебе завидую! Ты молодец! Не рохля, как я! Справилась с детьми!
Спасибо!
И просто к размышлению. Нас очень много в универе учат тому, что с детьмы заниматься должны мы. Воспитывать, общаться, понимать, а по факту что происходит! уже во втором классе родителям говорит (!) учитель со стажем (вообще говорила она это моему двоюр. брату две недели назад, а вела уроки она еще у меня когда я была во втором классе: "Ваш ребенок ведет себя шумно НА УРОКАХ!
А по мне училка - это призвание! Учитель это изнутри идет, может даже не сразу! Многие заветы учительства должны стать само собой разумеющимся фактом, внутренним стержнем и основой работы... тогда все будет! Вообще ИМХО это творчество...
К чему я это?
Бублик, а вообще пост отличный и интересный
Бенедикта, ну, девочек-то у нас почти нет, чему я безумно рада, так что мне намного проще - с мальчиками всегда можно договориться.)) Дети, они такие, они проверяют на слабость и ждут реакции. Они даже рады, на самом деле, когда им дают отпор, и ждут этого. Я - тоже рохля еще та, иначе мне не было бы сложно, и рыдала в подушку сначала, и даже сейчас у меня лимит - раз в учебный год я обязательно рыдаю в классе)) С концертом в трех актах - завуч, директор, родители, тра-ла-ла. Довольно веселое представление, конечно))Т.е. так, слезы на глазах выступают и голос срывается. Хотелось бы чаще, но я знаю, что не могу себе этого позводить. Один раз в качестве извинения дети мне пели песенку хором))) На самом деле, это всегда ужасно обидно, что ты вкладываешься, а им пофиг.
Одно я точно знаю - никакие угрозы, серьезные разговоры на них не подействуют, пока ты действительно не будешь вкладывать в свои слова смысл. Я сначала так ругалась - типа, вот, уйду, всех выгоню, всем двоек наставлю - в истерике давала обещания, которые не хватало сил потом выполнять. И они понимают это сразу. А вот если произнесешь так, что поверишь сама, то и они притихают.
Вот, на прошлой неделе у нас случилась весна, и дети сразу распоясались, первый курс, так контингент разный, ну в общем, Бублик был зол. Говорю - так, задание отменяется, пишем сочинение на тему "Чему я научился на уроке английского за этот год и кто тут босс?"))) А потом устно рассказываем, на инглише, конечно. Дети впали в прострацию: "Что, серьезно, что ли?" Я им: "Ну а что, надо же выяснить, чьим правилам мы будем следовать?" Бу-га-га. Ну, я выиграла, в общем.
Рунаина, я тоже считаю, что учитель может быть только по призванию, потому что иначе хорошо делать свою работу невозможно. Хотя и так - сложно))
Mags, я чувствую, что вокруг собрались одни училки)))