Мир - хорошая школа, но учиться приходится у себя самого
![](http://static.diary.ru/userdir/4/6/1/2/461248/24042643.jpg)
...Кому пришла в голову сея замечательная идея – так и осталось невыясненным, авторство было утрачено в переулках памяти. Зато подготовка к Великому Путешествию была бурной и запоминающейся. Мы купили карту Северной Европы. Мы купили несколько путеводителей. Мы купили навигатор. Проштудировав эти издания и найдя инфу по каждому городу в Сети, на большой карте были отмечены объекты, посетить которые было просто необходимо. Через эти точки и был проложен маршрут, точнее – черновой его вариант. Потом длинная зеленая линия, выведенная на карте маркером, была поделена на примерно равнозначные части, которые и ознаменовали собой дневные переезды. Просчитав расстояния по дням, мы пришли к выводу, что отведенных трех недель не хватит, чтобы осмотреть все красоты Норвегии, поэтому было принято решение отказаться от посещения юга страны, дабы больше времени потратить на созерцание северных красот. Дальше был заказ гостиниц и паромов, ну и разговоры, разговоры, разговоры о предстоящем путешествии.
Итак, пятого августа мы побывали на свадьбе, где я была свидетельницей, а вечером, сразу после банкета отправились в Таллинн. Конечно, будь у нас возможность, мы бы выехали на следущий день, но билеты уже были заказаны, когда нам сообщили о переносе даты свадьбы, поэтому пришлось так. До эстонской столицы мы добрались глубокой ночью. Там, у порта мы поспали несколько часов в гостинице, и все еще сонные погрузились на паром Таллинн-Хельсинки. Полтора часа – и мы уже в Финляндии. Ночевка только в Рованиеми, путь предстоит неблизкий, но нам не привыкать. К 11 часам вечера немного поплутав по лесу мы преодолели 800 км и оказались на Полярном Круге...
Условно нашу поездку можно разбить на две части – Северная и не очень Северная Норвегия. Каждый ее кусочек по-настоящему прекрасен, каждая точка на карте оказалась величественной и неповторимой в своем природном варианте. Итак, в Финляндии на Полярном Круге нас ждал Санта Клаус. Выстояв не очень большую (не сезон, все-таки) очередь в его кабинет, мы оказались в рождественской сказке. Елочные украшения, почта, огромные книги до самого потолка и сам Санта в своем кресле – все это выглядело нереально с учетом 30-градусной жары где-то там, за этими стенами. Мило побеседовав о погоде и рижских красотах с главным героем каждого Рождества, мы сфотографировались на память и покинули его обитель. Дальше наш путь лежал опять на Север, чему мы были бесконечно рады – очень уж хотелось убежать от жары, окутавшей всю Балтику и даже вот Рованиеми.
Жара не испарялась, а вот пейзаж за окном потихоньку менялся. Обычный лес сменил край озер с бесконечными островками разных размеров. Проехав самое крупное финское озеро Инари мы вскоре обнаружили поворот на Нордкапп, самую северную точку Европы. За поворотом вместо широкого шоссе нас ждала узкая гористая дорожка без разметки, с болотами вокруг и оленями, выбегающими прямо под колеса. Через километров 60 мы пересекли границу с Норвегией – абсолютно незаметно, как это водится в европейских странах, просто знак с надписью NORGE. Красиво стало как-то сразу. Дорожка узкая и неказистая, жара совсем не северная, высохший берег горных речек, но все это было пропитано атмосферой таинственности той самой природы, которую далеко не каждому из нас удается увидеть. Проехав через Карасьок, столицу Саамов, в которой и парламент саамский имеется, а также температура зимой опускается до -55 запросто, наша маленькая команда двинулась двинулась к основанию фьорда, который врезался в континент от самого Нордкаппа. Опять же маленький городок, уже вечер – заправка, магазин, банкомат, несколько улочек с красивыми домиками и.. ГОРЫ. Скажу сразу, к горам я тоже в принципе равнодушна – столько не смотрела на них в теплых странах, никогда не понимала, почему ими так восхищаются – по мне, они только лишнее неудобство при перевалах. А там, в этом маленьком пустынном городке на краю света я остановила машину, облокотилась на дверь, включила музыку погромче и поняла, что хочу остаться там навсегда. Что нельзя жить и не увидеть ЭТОЙ красоты, этого обмелевшего фьорда, этих скалистых берегов и узкой извилистой дороги между ними. Что, наверное, все, увиденное мною до этого не считается – ни джунгли, ни пустыня, ни мегаполисы, ни уютные европейские города, ни море, да ничто не способно затмить то, что я увидела там. Не знаю, чем я смотрела, глазами или сердцем и не знаю, способен ли эти пейзаж и воздух поразить еще чье-либо воображение, но Бублика они покорили навсегда. Хотя вместе с этим чувством пришло понимание – Север по-настоящему покорить можно только один раз. Это трудно объяснить словами, да и не нужно, наверное – потому, что лишь единицам из моих знакомых это покажется именно таким, каким показалось мне.
Мы поехали дальше вдоль берега фьорда, забирались на гору, под нами был обрыв, дорога была страшная (если кто-то ездил в Турции из Кемера в Миру на автобусе, то знает, о чем я говорю), но бесконечно прекрасная. Около полутора сотни километров, которые нам надо было преодолеть до места ночевки, Хоннингсвага, показались вечностью. На преодоление их ушло по меньшей мере часа три, наступила ночь, хотя и светило солнце. Машина крутилась вдоль берега, попадала и выныривала из тоннелей, переехала по одному из них, глубоководному, на остров, и, наконец, въехала в поселок на самом краю света. Уставшие (все-таки очередные 800 км преодолены) зашторили окна, чтобы солнце не било в глаза, и заснули.
Итак, вот они, северные люди, они живут тут и смотрят на окружающий пейзаж каждый день. Сегодня им повезло, начало августа и жаркий день. +22, солнечно, ощущения, что ты на Крайнем Севере, нет. Три улицы, параллельных морю, каждая взбирается все выше в гору. Сверху – нечто типа горизонтального забора, видимо, на случай оползня или снежной лавины. Небольшая церквушка (единственное, кстати, здание, уцелевшее после Второй Мировой. Все остальное было построено заново), пара магазинчиков. Жизнь на Краю Света. На единственной дороге, ведущей в этот отдаленный уголок, стоят шлагбаумы – в непогоду дорога закрывается. Добираться зимой, видимо, надо на пароходе или вертолете.
Еще час пути, мимо одиноких домиков на воде – и мы достигаем крайней северной точки Европы. Деревьев давно уже нет, дорожка лентой вьется по тундре, вниз и вверх, направо и налево. Вот оно, Баренцево море. Северно-Ледовитый океан. Что тут можно добавить? Говорят, людей, приезжающих сюда, осеняет некая истина, в поисках которых они провели всю жизнь. Одухотворенность, желание обратиться к высшим силам (или к самому себе?) – для этого в скале есть капелла, принимающая людей любой веры.
С погодой нам очень повезло. +17 и солнце – невиданная роскошь для этих широт. Местные жители купаются. Водичка прохладна, но чиста, и пляжи шикарны. Мыс Нордкапп – это обрыв, за которым заканчивается Европа. Это вроде бы не так уж и много, но в то же время – это все. Дальше, по магистрали (хоть какая это магистраль?!) Е6 мы спускаемся вниз вдоль Атлантического побережья, преодолев за полмесяца расстояние до Бергена. Достигнув своей кульминации, поездка продолжается на Юг.
О каждом из посещенных городов и поселков, музеев, фьордов, водопадов, церквей, горных перевалов, пещер, шахт, островов, тоннелей, озер, парков, паромов можно написать поэму или элегию. Но, пожалуй, фотографии расскажут лучше слов. А я ограничусь комментариями к ним и парой практических заметок (не все же о высоком беседы вести)).
Северная Норвегия – регион малообжитый, даже заправку встретить там непросто, закрывается все рано, поэтому желательно планировать время так, что в гостиницу приезжать не так, как мы – практически ночью, а пораньше, а вот объекты посещать лучше утром, пока все открыто.
Туристов не так уж много, и сезон весьма короток, в середине августа многое уже закрывается на зиму, поэтому обязательно надо выяснить, что и как работает.
Особенно важный пункт – паромы. Общего расписания нет, но в гостинице нужно спрашивать о времени отправления интересующих вас кораблей, чтобы не попасть в крайне неудобное положение, когда переправиться к месту ночевки нет никакой возможности.
Как я выше писала, дороги узкие и горные, и при расчете времени ориентироваться надо на минимальную скорость. Есть платные тоннели и дороги (в основном, у крупных городов). Дорого все вообще очень.
Кроме Нордкаппа, на мой вкус обязательны к посещению Тромсе, Лофотенские острова (просто офигеть!), Трондхейм, Олесунн, безусловно, Берген. Не мешает познакомиться с троллями, прокатится по серпантину, посмотреть на снег в середине августа, посетить дощатые церкви 10-11 веков (самые известные – Орнес, Боргундская, Хеддальская), прокатиться по Фломской железной дороге, посетить серебрянные шахты в Кёнсберге, сплавать в круиз по Герайгнер-фьорду из Олесунна. Думаю, одно перечесление всей этой красоты у меня заняло бы пару страниц.
На паром из Москенеса (Лофотен) в Бодо, на материк, билеты лучше резервировать заранее по инету.
Чтобы резервировать гостиницы, можно воспользоваться системой Фьорд Пасс, так возможно сэкономить.
Вообщем, если кого-то заинтересует маршрут подробно, то всегда рада буду проконсультировать.
Ссылка на остальные фотки в комментариях)
Кстати, если б не фотка мужа на последней странице можно было б подумать что ты одна каталась, ваще безобразие))) И не стыдно?))))
Природа шикарная, даже я впечатлилась =)
Спасибо-спасибо за комплименты))