Мир - хорошая школа, но учиться приходится у себя самого
Л. позвонил в восемь вечера: "А можно папа завтра не придет в школу? Ему сложно выбраться с работы, я сам разберусь со всеми оценками, честно-честно, я же не пятиклассник уже."
К. с претензией: "Математичка так быстро стирает с доски все примеры, что ни фига не понятно, за что ей деньги вообще платят?"
Р.: "Ааааа, эта историчка объявила мне войну! Мне никто не может объявлять войну!" и кулаком по столу. Стол на удивление выдержал.
О. мне: "What are the good things about Latvia? Sexy girls, and you are one of them!"
Это только вчера-сегодня, и только маленькая часть нашего экшена.
Что такое классное руководство?
Мне исполнилось 23, начинался новый учебный год, второй в школе для меня. 26 августа, когда я пришла на работу после отпуска, завуч огорошила меня форс-мажором: срочно нужен классный руководитель для новой группы. Естественно, остальные педагоги давно заняты, поэтому администрация решила, что терять нечего, пусть я попробую себя на новом поприще. В конце концов, год я уже отработала, на 7 кг от стресса уже похудела и совсем немножко, но набралась опыта.
Круто! Ладно, я трудностей не боюсь, к тому же это интересно.
И вот 1 сентября, я стою с охапкой цветов и смотрю на незнакомых мне пока 16-летних подростков, а они смотрят на меня. Я - их куратор, тот человек, который поможет адаптироваться в школе, сплотить новый коллектив, решать вопросы с предметниками, ездить с ними на экскурсии, готовиться к школьным выступлениям, мотивировать их не болтаться после уроков где попало, а петь в хоре, ходить на танцы или спорт, вести родительские собрания, заполнять сто и одну бумажку, начиная от личных характеристик и заканчивая количеством пропущенных уроков, болеть за них на школьных и региональных соревнованиях, не спать по ночам из-за их двоек, отчислять, скрепя сердцем, самых закоренелых прогульщиков... И я старше их на 6-7 лет. Впереди 4 насыщенных года, но я пока об этом не знаю, я просто стою и смотрю. Я еще не знаю, что П. через два месяца выгонят за алкоголь, что В. увлечется компьютерными игрушками и забьет на школу, что Э. останется на второй год, а после школы поступит в полицейскую академию, что М. вытащит меня из полуночного леса на Хэллоуин и сядет за руль моей машины, чтобы отвезти меня в безопасное место, что у А. за один год родятся двое детей, что К. уедет в Данию, что у Г. разобьется на машине лучший друг, что братья М. выиграют европейский чемпиопат, что В. поменяет сотню девушек за пару лет, что Г. будет встречаться с сестрой М., что Х. запустит школу и закончит одним рывком при помощи одноклассников, что я проеду 700 км за рулем за один день, чтобы отвезти их к морю любоваться закатом, что все это сложится в один из самых ярких периодов моей жизни, который я снова проживу как 16-летний подросток, иногда заступая на пост старшей сестры, иногда - орущей училки, иногда (да постоянно!) выступая объектом влюбленности, и все это сложится в какую-то удивительную мозаику.
Менять жизни. У педагогов разные представления о том, какой возраст является решающим для становления личности. Кто-то уверен, что вкладывать главное нужно в начальной школе, кто-то отважно сражается с полным классом шестиклассников, я же люблю старшие классы. Они приходят совсем еще детьми, хотя многие давно выше меня на голову, они взрослеют на моих глазах и уходят совсем взрослыми, серьезные, со стестнением вспоминая о своих шалостях 4-х летней давности. С ними надо разговаривать, надо быть на одной волне, надо завоевывать респект, но с ними можно и договориться, они уже умеют держать свое слово, до них можно достучаться. И иногда случаются чудеса, подростковый кризис пройден, и на выходе имеем человека ответственного, сформировавшего собственные ценности, умеющего дружить и любить, знающего, как соблюдать баланс между работой и отдыхом. Бывает, что чудеса не случаются, двоечник остается двоечником и уезжает "на клубнику" в Ирландию. Но ради чудес стоит всем этим заниматься, потому что их достижения становятся и твоими достижениями тоже. Впрочем, как и их неудачи - твоими неудачами.
Как найти этот баланс между взрослым и ребенком? Ты уже не можешь водить подростка за ручку и указывать ему, что делать. Хочется разговаривать как со взрослым, хочется верить, что он все уже понимает, но нельзя забывать, что такой подростковый нигилизм и максимализм. Нельзя терять контроль над ситуацией и нельзя высказать недоверие. Нельзя накричать и нельзя все прощать. Доверять, но проверять, каждый день немного расширяя границы, чтобы выпускник мог сам за себя отвечать.
Меня спрашивают, не скучно ли, из года в год одно и то же. Ученики выпускаются, а учителя и поныне тут, начинают новый цикл. Когда я думаю о собственных школьных годах, тоже кажется, будто мы-то, выпускники, живем полной жизнью, столько всего меняется, пролетает калейдоскопом событий, вот уже и детей вести в первый класс, а педагоги там все те же. Так что я понимаю природу этих вопросов, но в ответ на них хочется улыбаться. Скучно? В школе? ))))
Помните свои школьные годы? Столько планов и надежд, тогда казалось, будто весь мир будет покорен. Энергия бурлит, страсти кипят, все меняется каждый день. Мы взрослеем, страсти утихомириваются, и с каждым днем мы осознаем все ярче, что есть вещи, которые нам уже никогда не изменить. Что есть планы, которые не получится осуществить. Просто мы уже другие.
Мне нравится быть в центре школьной жизни. Нравится разбираться в молодежной моде, культуре, смысле жизни, нравится давать советы (о которых просят!) а-ля "Что делать, если бросила девушка?", нравится слушать, как они изменят этот мир. Как они будут лучше нас, счастливее нас, умнее нас. Пусть будут. Это значит, я сделала свою работу хорошо.
Да, Л., можешь попробовать разобраться с оценками самостоятельно. Вот тебе шанс все исправить.
Да, К., мир несовершенен, и надо сказать математичке, чтобы писала помедленнее.
Нет, Р., тебе никто не объявлял войну, ты сам ее всем постоянно объявляешь. Пошли вместо уроков собирать листья в школьном дворе, тебя явно надо выпустить пар.
Кто бы сомневался, О., что вы все так считаете. И, да, я вас понимаю, я тоже вижу себя в зеркале.
Что такое классное руководство? Череда успехов и провалов, улыбок и еле сдерживаемых слез, гордости и стыда. Это очень по-настоящему.
К. с претензией: "Математичка так быстро стирает с доски все примеры, что ни фига не понятно, за что ей деньги вообще платят?"
Р.: "Ааааа, эта историчка объявила мне войну! Мне никто не может объявлять войну!" и кулаком по столу. Стол на удивление выдержал.
О. мне: "What are the good things about Latvia? Sexy girls, and you are one of them!"
Это только вчера-сегодня, и только маленькая часть нашего экшена.
Что такое классное руководство?
Мне исполнилось 23, начинался новый учебный год, второй в школе для меня. 26 августа, когда я пришла на работу после отпуска, завуч огорошила меня форс-мажором: срочно нужен классный руководитель для новой группы. Естественно, остальные педагоги давно заняты, поэтому администрация решила, что терять нечего, пусть я попробую себя на новом поприще. В конце концов, год я уже отработала, на 7 кг от стресса уже похудела и совсем немножко, но набралась опыта.
Круто! Ладно, я трудностей не боюсь, к тому же это интересно.
И вот 1 сентября, я стою с охапкой цветов и смотрю на незнакомых мне пока 16-летних подростков, а они смотрят на меня. Я - их куратор, тот человек, который поможет адаптироваться в школе, сплотить новый коллектив, решать вопросы с предметниками, ездить с ними на экскурсии, готовиться к школьным выступлениям, мотивировать их не болтаться после уроков где попало, а петь в хоре, ходить на танцы или спорт, вести родительские собрания, заполнять сто и одну бумажку, начиная от личных характеристик и заканчивая количеством пропущенных уроков, болеть за них на школьных и региональных соревнованиях, не спать по ночам из-за их двоек, отчислять, скрепя сердцем, самых закоренелых прогульщиков... И я старше их на 6-7 лет. Впереди 4 насыщенных года, но я пока об этом не знаю, я просто стою и смотрю. Я еще не знаю, что П. через два месяца выгонят за алкоголь, что В. увлечется компьютерными игрушками и забьет на школу, что Э. останется на второй год, а после школы поступит в полицейскую академию, что М. вытащит меня из полуночного леса на Хэллоуин и сядет за руль моей машины, чтобы отвезти меня в безопасное место, что у А. за один год родятся двое детей, что К. уедет в Данию, что у Г. разобьется на машине лучший друг, что братья М. выиграют европейский чемпиопат, что В. поменяет сотню девушек за пару лет, что Г. будет встречаться с сестрой М., что Х. запустит школу и закончит одним рывком при помощи одноклассников, что я проеду 700 км за рулем за один день, чтобы отвезти их к морю любоваться закатом, что все это сложится в один из самых ярких периодов моей жизни, который я снова проживу как 16-летний подросток, иногда заступая на пост старшей сестры, иногда - орущей училки, иногда (да постоянно!) выступая объектом влюбленности, и все это сложится в какую-то удивительную мозаику.
Менять жизни. У педагогов разные представления о том, какой возраст является решающим для становления личности. Кто-то уверен, что вкладывать главное нужно в начальной школе, кто-то отважно сражается с полным классом шестиклассников, я же люблю старшие классы. Они приходят совсем еще детьми, хотя многие давно выше меня на голову, они взрослеют на моих глазах и уходят совсем взрослыми, серьезные, со стестнением вспоминая о своих шалостях 4-х летней давности. С ними надо разговаривать, надо быть на одной волне, надо завоевывать респект, но с ними можно и договориться, они уже умеют держать свое слово, до них можно достучаться. И иногда случаются чудеса, подростковый кризис пройден, и на выходе имеем человека ответственного, сформировавшего собственные ценности, умеющего дружить и любить, знающего, как соблюдать баланс между работой и отдыхом. Бывает, что чудеса не случаются, двоечник остается двоечником и уезжает "на клубнику" в Ирландию. Но ради чудес стоит всем этим заниматься, потому что их достижения становятся и твоими достижениями тоже. Впрочем, как и их неудачи - твоими неудачами.
Как найти этот баланс между взрослым и ребенком? Ты уже не можешь водить подростка за ручку и указывать ему, что делать. Хочется разговаривать как со взрослым, хочется верить, что он все уже понимает, но нельзя забывать, что такой подростковый нигилизм и максимализм. Нельзя терять контроль над ситуацией и нельзя высказать недоверие. Нельзя накричать и нельзя все прощать. Доверять, но проверять, каждый день немного расширяя границы, чтобы выпускник мог сам за себя отвечать.
Меня спрашивают, не скучно ли, из года в год одно и то же. Ученики выпускаются, а учителя и поныне тут, начинают новый цикл. Когда я думаю о собственных школьных годах, тоже кажется, будто мы-то, выпускники, живем полной жизнью, столько всего меняется, пролетает калейдоскопом событий, вот уже и детей вести в первый класс, а педагоги там все те же. Так что я понимаю природу этих вопросов, но в ответ на них хочется улыбаться. Скучно? В школе? ))))
Помните свои школьные годы? Столько планов и надежд, тогда казалось, будто весь мир будет покорен. Энергия бурлит, страсти кипят, все меняется каждый день. Мы взрослеем, страсти утихомириваются, и с каждым днем мы осознаем все ярче, что есть вещи, которые нам уже никогда не изменить. Что есть планы, которые не получится осуществить. Просто мы уже другие.
Мне нравится быть в центре школьной жизни. Нравится разбираться в молодежной моде, культуре, смысле жизни, нравится давать советы (о которых просят!) а-ля "Что делать, если бросила девушка?", нравится слушать, как они изменят этот мир. Как они будут лучше нас, счастливее нас, умнее нас. Пусть будут. Это значит, я сделала свою работу хорошо.
Да, Л., можешь попробовать разобраться с оценками самостоятельно. Вот тебе шанс все исправить.
Да, К., мир несовершенен, и надо сказать математичке, чтобы писала помедленнее.
Нет, Р., тебе никто не объявлял войну, ты сам ее всем постоянно объявляешь. Пошли вместо уроков собирать листья в школьном дворе, тебя явно надо выпустить пар.
Кто бы сомневался, О., что вы все так считаете. И, да, я вас понимаю, я тоже вижу себя в зеркале.
Что такое классное руководство? Череда успехов и провалов, улыбок и еле сдерживаемых слез, гордости и стыда. Это очень по-настоящему.