Мир - хорошая школа, но учиться приходится у себя самого
- Марьиванна, вам презервативы не нужны?
Отличный вопрос в 8 утра мне, вбежавшей к началу первой пары в класс и открывшей журнал. В голове сразу проносится: "Черт, хочется спать, а не думать, что отвечать на каверзные вопросы". Медленно поднимаю взгляд на своего 18-летнего собеседника.
"Они в темноте светятся!" - радостно восклицает он. Мне стоит большого труда не рассмеяться, а мысленно прокручивать варианты ответа. "Продаю!" - так и не дождавшись от меня реакции продолжает старшеклассник.
Ага, вот она, зацепка. "Продаешь? А я думала, подросткам нынче бесплатно презервативы раздают? Разве нет?" Все, диалог налажен, училка при упоминании презервативов не покраснела, не стала задыхаться от возмущения и даже умудрилась сохранить невозмутимое выражение лица. По собеседнику вижу, что тема, не получившая развития, его перестала интересовать.
Проверка границ. Дергание за косички. Привлечение внимания всеми придуманными подростками способами. Как далеко я смогу зайти? Кому можно сесть на шею, а кому - лучше и не пытаться? Какое место я займу в новом коллективе? Новая школа, новые учителя, новые одноклассники - есть от чего занервничать. И им, и мне.
Любая социальная группа требует определенной иерархии. Подростковая борьба за свободу от авторитета взрослых и при этом - тяга к установленным рамкам и правилам. Иногда сил нет ставить их на место, думаешь - а, может, и не надо, они же почти взрослые, они сами должны все понимать уже, а если не понимают, это их проблемы. Но это всегда проигрышный вариант. Иногда прикрикнешь, проявишь строгость и твердость, и видишь, что да, они этого и ждали, они это одобряют, потому что в глубине души анархия их страшит.

- Марьиванна, а у вас есть высшее образование?
Да, этому вопросу явно место посреди скучного грамматического упражнения. Дети - отличные психологи и прекрасно понимают, что каждый человек любит поговорить о себе. А когда учитель отвлекается на такие разговоры, упражнение-то можно и не делать - если повезет, то вообще полурока! Прекрасно понимаю, что это ловушка, но не попасться невозможно. "Да, конечно, и вообще у меня красный диплом!" Повод похвастаться использован. "Красный? Это потому что вы в советское время учились?" Все, на этот раз улыбку сдержать не получается. Так, все, продолжаем упражнение, а то расслабишься тут с вами.
Каждый ответ на такой личный вопрос будет изучен под микроскопом, потом промелькнет в разговоре на уроке у другой группы - круговорот сплетен в школе можем посоперничать с женским форумом! Ученики сплетничают об учителях, наша репутация - это то, что рассказывают старшие младшим. А учителя сплетничают об учениках: "Вовочка сегодня, кажется, не в духе, у меня на уроке тихо сидел. А к вам он утром приходил?"

-Так, видеть не хочу карты в коридоре на перемене! - бросаю я ученикам, проходя мимо в свой кабинет.
- Ну так не смотрите!
Брррр. Жесткая риторика у нас в ходу. Иногда ответят так грубо, неуважительно, что перехватывает дыхание от возмущения. А отвечать надо! И не всегда знаешь, что, и момент можно легко упустить, и проиграть раунд. Один раунд, другой - там уже и игра, глядишь проиграна. Когда не знаю, что ответить, емко, жестко и высмеивающе - так, чтобы желания вступать в перепалку больше ни у кого не возникало - приходится задействовать фирменный ледяной взгляд и такой же тон, объясняя нерадивым ученикам, что именно я имела в виду. Не всегда действует и приходится признать, что раунд если не проигран, то сведен к ничьей. И нужно напрягаться в ожидании новых выпадов. Естественно, такое позволяют себе не все, а один-два человека в группе, чья роль в нашем маленькой социуме - клоун. Клоун хуже отпетого двоечника, потому что успешно может отвлечь остальных учеников.

Такие зарисовки - моя ежедневная реальность. Иногда они оставляют позитивное чувство, иногда выбешивают, иногда хочется плакать, как достали. Я все время словно в передаче "Слава Богу, ты пришел" - куча реплик, куча быстрых ответов. Можно ужаснуться: "До чего же ученики невоспитанные! Да чтобы я себе такое позволил, когда учился в школе!" или осудить: "Это что же за учитель такой, которому в принципе кто-то рискует что-то подобное сказать?" Я бы и сама что-то такое подумала, я все сравниваю себя с коллегами. Иногда завидую тем немногим, на чьих уроках всегда стоит гробовая тишина. Иногда сочувствую тем, на чьих уроках детки кидаются бумажками друг в друга и пускают самолетики. Бывает очень по-разному. Хорошие уроки, плохие уроки, уже в самом начале определенная атмосфера в воздухе витает и все понятно уже. В основном у нас с детьми все хорошо. В том смысле, что обстановка рабочая, задачи поставленные мы выполняем, процесс идет, результат есть. Но как спросят иногда, не нужны ли мне презервативы... )))

@темы: Жизненное

Комментарии
11.10.2011 в 03:11

"От меня не скрыться даже в Лондоне" (с) undel/А я не могу...Я в космосе
Очень интересно написано.
Странно, что ты не смотришь сериал "Физика или химия", с другой стороны у тебя у самой она каждый день на работе.
Большое спасибо за эти заметки, я всегда верила, что учителя тоже учатся.
11.10.2011 в 11:07

Мы правильно живём в этом мире, если правильно любим его...
) Примерила на себя твою работу, я бы наверно не смогла работать в школе.
Вспоминаю своих учителей, уважали справедливых, тех кто знает и ценит свой предмет, на чьих уроках много серьёзной "работы", когда действительно занят мозг, и нет времени писать записки и кидать самолётики. Тех кто не роняет своё достоинство, таких - что хоть "на трон", они сами себя уважали и мы их уважали. Не уважали тех кто не знает свой предмет, кто срывался из-за мелочи, обычно их пытались "срывать", или наоборот не трогали, боялись, но и любит особо не любили. Ценли тех кто требует и оценивает по заслугам, но что бы требования были выполнимыми.
Ты какой предмет преподаёшь? Я первые 7 лет училась в школе в Петрозаводске, в столице Карелии - это была одна из лучших школ, а потом 3 года в Костомукше - в провинции. Так вот со своей Петрозаводской школы, я могу сказать, что мы уважали почти всех своих учителей. 1-2 всего было таких на чьих уроках позволяли выходки. В Костомукшской же школе было всего 1-2 действительно уважаемых учителя... На уроках таких учителей даже "клоуны" не позволяли себе свои выходки.
11.10.2011 в 17:34

Все время что-то мешает: то неопределенность Гейзенберга, то проблема четности Путина-Медведева, то красное смещение убегающих галактик, то фоновое реликтовое излучение облицовочного кварца. Привыкли, как-то живем.(с)drraug
Бубличка, как хорошо написала!!
У меня теперь тоже такие разговоры бывают. И я каждый раз судорожно думаю что ответить, емко, жестко и высмеивающе - так, чтобы желания вступать в перепалку больше ни у кого не возникало. А потом еще долго анализирую, как надо было все-таки ответить или поступить, а может проигнорировать... Сложно.
13.10.2011 в 19:30

Мир - хорошая школа, но учиться приходится у себя самого
Ешик, надо посмотреть как-нибудь. Я вообще сериал "Школа" люблю ))) Очч реалистично. Думаешь, учителя учатся? :rolleyes: С опытом наработки какие-то появляются, конечно, цикличность работы позволяет отработать некоторые моменты столько раз, сколько нужно, чтобы добиться успеха. А вообще многие учителя, и я в том числе - страшные консерваторы... ну, надо с собой бороться, конечно.

Эйнаррин, преподаю английский. Меня (вроде как) уважают, но все равно переодически доводят. Почему - они и сами на этот вопрос ответить не могут, кроме как "потому что мы идиоты", а я, конечно, думаю, что это - дергание за косички. Суровой я не выгляжу, это иногда их расслабляет. Сегодня я решила в классе поплакать, как они, бедные, распереживались и сколько комплиментов сразу наговорили, и все упражнения сделали без единого звука. Я спрашиваю - ну и почему, если вы меня считаете *далее по списку комплименты*, то я сейчас плачу? Они не знают, они в себе еще очень плохо разбираются в 15-16 лет, а когда они наконец-то вырастут и смогут свое отношение выражать в приемлимой для меня форме, английский у них уже закончится. Даже обидно. :D

Джулька, ты в школе работаешь? У каких классов? Математике учишь? Ух, тебе еще, наверное, сложнее, у вас разница в возрасте еще меньше и выглядишь ты молодо - могу себе представить, какой ты аншлаг у учеников вызываешь )) Если что, обращайся за советом, большинство этих ситуаций мне хорошо знакомы уже, могу рассказать, как бы я поступила.
14.10.2011 в 16:24

Все время что-то мешает: то неопределенность Гейзенберга, то проблема четности Путина-Медведева, то красное смещение убегающих галактик, то фоновое реликтовое излучение облицовочного кварца. Привыкли, как-то живем.(с)drraug
Бубличка, спасибо))
Я веду информатику в младших классах, пока что. Ни математику, ни классов поинтересней мне не дали :(
15.10.2011 в 00:10

Мир - хорошая школа, но учиться приходится у себя самого
Джулька, подпись у тебя классная :smiletxt:
Я тоже начинала с младших классов. )
15.10.2011 в 14:27

Все время что-то мешает: то неопределенность Гейзенберга, то проблема четности Путина-Медведева, то красное смещение убегающих галактик, то фоновое реликтовое излучение облицовочного кварца. Привыкли, как-то живем.(с)drraug
Спасибо, Бубляшик, мне тоже нравится)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии