Мир - хорошая школа, но учиться приходится у себя самого
- Марьиванна, вам презервативы не нужны?
Отличный вопрос в 8 утра мне, вбежавшей к началу первой пары в класс и открывшей журнал. В голове сразу проносится: "Черт, хочется спать, а не думать, что отвечать на каверзные вопросы". Медленно поднимаю взгляд на своего 18-летнего собеседника.
"Они в темноте светятся!" - радостно восклицает он. Мне стоит большого труда не рассмеяться, а мысленно прокручивать варианты ответа. "Продаю!" - так и не дождавшись от меня реакции продолжает старшеклассник.
Ага, вот она, зацепка. "Продаешь? А я думала, подросткам нынче бесплатно презервативы раздают? Разве нет?" Все, диалог налажен, училка при упоминании презервативов не покраснела, не стала задыхаться от возмущения и даже умудрилась сохранить невозмутимое выражение лица. По собеседнику вижу, что тема, не получившая развития, его перестала интересовать.
Проверка границ. Дергание за косички. Привлечение внимания всеми придуманными подростками способами. Как далеко я смогу зайти? Кому можно сесть на шею, а кому - лучше и не пытаться? Какое место я займу в новом коллективе? Новая школа, новые учителя, новые одноклассники - есть от чего занервничать. И им, и мне.
Любая социальная группа требует определенной иерархии. Подростковая борьба за свободу от авторитета взрослых и при этом - тяга к установленным рамкам и правилам. Иногда сил нет ставить их на место, думаешь - а, может, и не надо, они же почти взрослые, они сами должны все понимать уже, а если не понимают, это их проблемы. Но это всегда проигрышный вариант. Иногда прикрикнешь, проявишь строгость и твердость, и видишь, что да, они этого и ждали, они это одобряют, потому что в глубине души анархия их страшит.
- Марьиванна, а у вас есть высшее образование?
Да, этому вопросу явно место посреди скучного грамматического упражнения. Дети - отличные психологи и прекрасно понимают, что каждый человек любит поговорить о себе. А когда учитель отвлекается на такие разговоры, упражнение-то можно и не делать - если повезет, то вообще полурока! Прекрасно понимаю, что это ловушка, но не попасться невозможно. "Да, конечно, и вообще у меня красный диплом!" Повод похвастаться использован. "Красный? Это потому что вы в советское время учились?" Все, на этот раз улыбку сдержать не получается. Так, все, продолжаем упражнение, а то расслабишься тут с вами.
Каждый ответ на такой личный вопрос будет изучен под микроскопом, потом промелькнет в разговоре на уроке у другой группы - круговорот сплетен в школе можем посоперничать с женским форумом! Ученики сплетничают об учителях, наша репутация - это то, что рассказывают старшие младшим. А учителя сплетничают об учениках: "Вовочка сегодня, кажется, не в духе, у меня на уроке тихо сидел. А к вам он утром приходил?"
-Так, видеть не хочу карты в коридоре на перемене! - бросаю я ученикам, проходя мимо в свой кабинет.
- Ну так не смотрите!
Брррр. Жесткая риторика у нас в ходу. Иногда ответят так грубо, неуважительно, что перехватывает дыхание от возмущения. А отвечать надо! И не всегда знаешь, что, и момент можно легко упустить, и проиграть раунд. Один раунд, другой - там уже и игра, глядишь проиграна. Когда не знаю, что ответить, емко, жестко и высмеивающе - так, чтобы желания вступать в перепалку больше ни у кого не возникало - приходится задействовать фирменный ледяной взгляд и такой же тон, объясняя нерадивым ученикам, что именно я имела в виду. Не всегда действует и приходится признать, что раунд если не проигран, то сведен к ничьей. И нужно напрягаться в ожидании новых выпадов. Естественно, такое позволяют себе не все, а один-два человека в группе, чья роль в нашем маленькой социуме - клоун. Клоун хуже отпетого двоечника, потому что успешно может отвлечь остальных учеников.
Такие зарисовки - моя ежедневная реальность. Иногда они оставляют позитивное чувство, иногда выбешивают, иногда хочется плакать, как достали. Я все время словно в передаче "Слава Богу, ты пришел" - куча реплик, куча быстрых ответов. Можно ужаснуться: "До чего же ученики невоспитанные! Да чтобы я себе такое позволил, когда учился в школе!" или осудить: "Это что же за учитель такой, которому в принципе кто-то рискует что-то подобное сказать?" Я бы и сама что-то такое подумала, я все сравниваю себя с коллегами. Иногда завидую тем немногим, на чьих уроках всегда стоит гробовая тишина. Иногда сочувствую тем, на чьих уроках детки кидаются бумажками друг в друга и пускают самолетики. Бывает очень по-разному. Хорошие уроки, плохие уроки, уже в самом начале определенная атмосфера в воздухе витает и все понятно уже. В основном у нас с детьми все хорошо. В том смысле, что обстановка рабочая, задачи поставленные мы выполняем, процесс идет, результат есть. Но как спросят иногда, не нужны ли мне презервативы... )))
Отличный вопрос в 8 утра мне, вбежавшей к началу первой пары в класс и открывшей журнал. В голове сразу проносится: "Черт, хочется спать, а не думать, что отвечать на каверзные вопросы". Медленно поднимаю взгляд на своего 18-летнего собеседника.
"Они в темноте светятся!" - радостно восклицает он. Мне стоит большого труда не рассмеяться, а мысленно прокручивать варианты ответа. "Продаю!" - так и не дождавшись от меня реакции продолжает старшеклассник.
Ага, вот она, зацепка. "Продаешь? А я думала, подросткам нынче бесплатно презервативы раздают? Разве нет?" Все, диалог налажен, училка при упоминании презервативов не покраснела, не стала задыхаться от возмущения и даже умудрилась сохранить невозмутимое выражение лица. По собеседнику вижу, что тема, не получившая развития, его перестала интересовать.
Проверка границ. Дергание за косички. Привлечение внимания всеми придуманными подростками способами. Как далеко я смогу зайти? Кому можно сесть на шею, а кому - лучше и не пытаться? Какое место я займу в новом коллективе? Новая школа, новые учителя, новые одноклассники - есть от чего занервничать. И им, и мне.
Любая социальная группа требует определенной иерархии. Подростковая борьба за свободу от авторитета взрослых и при этом - тяга к установленным рамкам и правилам. Иногда сил нет ставить их на место, думаешь - а, может, и не надо, они же почти взрослые, они сами должны все понимать уже, а если не понимают, это их проблемы. Но это всегда проигрышный вариант. Иногда прикрикнешь, проявишь строгость и твердость, и видишь, что да, они этого и ждали, они это одобряют, потому что в глубине души анархия их страшит.
- Марьиванна, а у вас есть высшее образование?
Да, этому вопросу явно место посреди скучного грамматического упражнения. Дети - отличные психологи и прекрасно понимают, что каждый человек любит поговорить о себе. А когда учитель отвлекается на такие разговоры, упражнение-то можно и не делать - если повезет, то вообще полурока! Прекрасно понимаю, что это ловушка, но не попасться невозможно. "Да, конечно, и вообще у меня красный диплом!" Повод похвастаться использован. "Красный? Это потому что вы в советское время учились?" Все, на этот раз улыбку сдержать не получается. Так, все, продолжаем упражнение, а то расслабишься тут с вами.
Каждый ответ на такой личный вопрос будет изучен под микроскопом, потом промелькнет в разговоре на уроке у другой группы - круговорот сплетен в школе можем посоперничать с женским форумом! Ученики сплетничают об учителях, наша репутация - это то, что рассказывают старшие младшим. А учителя сплетничают об учениках: "Вовочка сегодня, кажется, не в духе, у меня на уроке тихо сидел. А к вам он утром приходил?"
-Так, видеть не хочу карты в коридоре на перемене! - бросаю я ученикам, проходя мимо в свой кабинет.
- Ну так не смотрите!
Брррр. Жесткая риторика у нас в ходу. Иногда ответят так грубо, неуважительно, что перехватывает дыхание от возмущения. А отвечать надо! И не всегда знаешь, что, и момент можно легко упустить, и проиграть раунд. Один раунд, другой - там уже и игра, глядишь проиграна. Когда не знаю, что ответить, емко, жестко и высмеивающе - так, чтобы желания вступать в перепалку больше ни у кого не возникало - приходится задействовать фирменный ледяной взгляд и такой же тон, объясняя нерадивым ученикам, что именно я имела в виду. Не всегда действует и приходится признать, что раунд если не проигран, то сведен к ничьей. И нужно напрягаться в ожидании новых выпадов. Естественно, такое позволяют себе не все, а один-два человека в группе, чья роль в нашем маленькой социуме - клоун. Клоун хуже отпетого двоечника, потому что успешно может отвлечь остальных учеников.
Такие зарисовки - моя ежедневная реальность. Иногда они оставляют позитивное чувство, иногда выбешивают, иногда хочется плакать, как достали. Я все время словно в передаче "Слава Богу, ты пришел" - куча реплик, куча быстрых ответов. Можно ужаснуться: "До чего же ученики невоспитанные! Да чтобы я себе такое позволил, когда учился в школе!" или осудить: "Это что же за учитель такой, которому в принципе кто-то рискует что-то подобное сказать?" Я бы и сама что-то такое подумала, я все сравниваю себя с коллегами. Иногда завидую тем немногим, на чьих уроках всегда стоит гробовая тишина. Иногда сочувствую тем, на чьих уроках детки кидаются бумажками друг в друга и пускают самолетики. Бывает очень по-разному. Хорошие уроки, плохие уроки, уже в самом начале определенная атмосфера в воздухе витает и все понятно уже. В основном у нас с детьми все хорошо. В том смысле, что обстановка рабочая, задачи поставленные мы выполняем, процесс идет, результат есть. Но как спросят иногда, не нужны ли мне презервативы... )))
Странно, что ты не смотришь сериал "Физика или химия", с другой стороны у тебя у самой она каждый день на работе.
Большое спасибо за эти заметки, я всегда верила, что учителя тоже учатся.
Вспоминаю своих учителей, уважали справедливых, тех кто знает и ценит свой предмет, на чьих уроках много серьёзной "работы", когда действительно занят мозг, и нет времени писать записки и кидать самолётики. Тех кто не роняет своё достоинство, таких - что хоть "на трон", они сами себя уважали и мы их уважали. Не уважали тех кто не знает свой предмет, кто срывался из-за мелочи, обычно их пытались "срывать", или наоборот не трогали, боялись, но и любит особо не любили. Ценли тех кто требует и оценивает по заслугам, но что бы требования были выполнимыми.
Ты какой предмет преподаёшь? Я первые 7 лет училась в школе в Петрозаводске, в столице Карелии - это была одна из лучших школ, а потом 3 года в Костомукше - в провинции. Так вот со своей Петрозаводской школы, я могу сказать, что мы уважали почти всех своих учителей. 1-2 всего было таких на чьих уроках позволяли выходки. В Костомукшской же школе было всего 1-2 действительно уважаемых учителя... На уроках таких учителей даже "клоуны" не позволяли себе свои выходки.
У меня теперь тоже такие разговоры бывают. И я каждый раз судорожно думаю что ответить, емко, жестко и высмеивающе - так, чтобы желания вступать в перепалку больше ни у кого не возникало. А потом еще долго анализирую, как надо было все-таки ответить или поступить, а может проигнорировать... Сложно.
Эйнаррин, преподаю английский. Меня (вроде как) уважают, но все равно переодически доводят. Почему - они и сами на этот вопрос ответить не могут, кроме как "потому что мы идиоты", а я, конечно, думаю, что это - дергание за косички. Суровой я не выгляжу, это иногда их расслабляет. Сегодня я решила в классе поплакать, как они, бедные, распереживались и сколько комплиментов сразу наговорили, и все упражнения сделали без единого звука. Я спрашиваю - ну и почему, если вы меня считаете *далее по списку комплименты*, то я сейчас плачу? Они не знают, они в себе еще очень плохо разбираются в 15-16 лет, а когда они наконец-то вырастут и смогут свое отношение выражать в приемлимой для меня форме, английский у них уже закончится. Даже обидно.
Джулька, ты в школе работаешь? У каких классов? Математике учишь? Ух, тебе еще, наверное, сложнее, у вас разница в возрасте еще меньше и выглядишь ты молодо - могу себе представить, какой ты аншлаг у учеников вызываешь )) Если что, обращайся за советом, большинство этих ситуаций мне хорошо знакомы уже, могу рассказать, как бы я поступила.
Я веду информатику в младших классах, пока что. Ни математику, ни классов поинтересней мне не дали
Я тоже начинала с младших классов. )