За что я люблю докторантуру, так это за предоставленное одиночество. Наука - это занятие для интровертов. Ты постоянно наедине со своим разумом, смотришь на буковки в своих книжках, производишь такие же буковки в вордовских документах, и знаешь, что никто-никто на свете не сможет слиться с тобой в тех видениях, всплесках мысли, попытках уловить закономерности, попытках понять этот мир. И эти ежедневные открытия вкупе с меланхолией помогают тебе приблизиться к просветлению, что ли.
Еще докторантура - это постоянное ощущение, что ты долбишься головой в очень толстую стену, потому что понять то, что ты пытаешься понять, кажется невозможным. Подготовки к экзаменам по специальности, написание глав диссертации - это для меня какой-то экзистенциальный опыт, способ уйти в себя на 10 дней, когда открываются такие глубины самопознания, что позже ты выныриваешь с совершенно другим мышлением. Левел ап. Стена, казавшаяся несокрушимой, вдруг стала понятной комбинацией из кирпичиков, и если присмотреться, то можно найти код и, вместо долбежки своей интеллектуальной головой, просто нажать на правильную кнопку, и дверь откроется сама. А за ней - новая стена, еще толще, еще прочнее, еще сложнее ее комбинация. Но ты уже понимаешь, что возможно все. Тибетский монах, не меньше. Только с прокачанной попой.
Вот как защищусь когда-нибудь, выставлю эту попу с подписью: "Kiss my PhD ass". Это прямо жизненная амбиция, очень помогает мне сидеть летними днями дома и читать про функциональный синтакс. ))