Увидев меня, многие спрашивают, как я вообще могу достичь педагогических результатов. «Они же тебя не боятся!»- С оттенком недоумения комментируют окружающие. – «Ты же наверняка даже орать громко не умеешь». То ли дело педагоги «старой закалки» (я не о возрасте сейчас, естественно) - перед уроком выстраивают всех старшеклассников в линейку по стойке смирно, не пускают никого в кабинет даже через секунду после звонка и добиваться такой тишины в классе, что кажется, будто там вообще пусто. Вот это дисциплина! Железная!

Когда я пересказываю это своим ученикам (а мои ученики зачастую выше меня на две головы и шире в два раза), они тоже недоумевают. Во-первых, они в курсе, что я умею орать и знаю еще двести способов, как потерять авторитет. Во-вторых, имеют возможность прочувствовать на себе «эффективность» железной дисциплины. В-третьих, прекрасно знают, что «страх» и «уважение» - очень мало между собой соотносящиеся понятия. В-четвертых, они слышали сказку. Они слушали сказку. Они умные, и я этим очень дорожу. И хочу поделиться тем, чему учусь у них каждый день.

Не стоит надеяться, что информация, зачитанная на уроке преподавателем, тщательно или не очень законспектированная – и, возможно, даже выученная наизусть – учениками, останется хоть где-то в подкорке их сознания. Не стоит думать, что аргументы вроде «поставлю двойку» (или – в домашних условиях – «не куплю новую игрушку» ) возымеют свое педагогическое действие. Внешняя мотивация и работает только на поверхностном уровне. Я регулярно сталкиваюсь с двумя «видами» подростков – первых так достало давление, что они не повинуются никаким, даже самым невинным просьбам, только «из принципа»; вторые верят, что они глупые и никчемные, и сопротивляться этому нет никакого смысла. Думаю, это – результат классического понимания школьной дисциплины.

Единственный способ побудить к саморазвитию, который мне кажется эффективным – это развивать критическое мышление. Научить без-пяти-минут-взрослого думать самостоятельно рискованно – мало ли какие мысли придут в его светлую голову? Некоторые так вообще очень быстро приходят к выводу, что система образования настолько бесперспективна в плане личностного роста, что в школу можно и не ходить. И если возразить в духе «дворником будешь», то услышишь столько контраргументов и примеров из интернета, что поневоле заставишь молодежь еще больше убедиться в их правоте. Поэтому лучше говорить то, во что веришь сам. Мои коллеги были бы шокированы, но своему ученику, у которого не идет, к примеру, химия, я рассказываю, что у меня тоже в школе это не было любимым предметом, и ничего, выросла, в докторантуре учусь, и не парься насчет химии, лучше сосредоточься на том, что по-настоящему нравится, а формулы эти зазубри на четверку, и ладно. Если бы я попробовала убедить его в важности этого предмета для дальнейшей жизни, то мне бы все равно никто не поверил.

Или, когда на уроке ученики жалуются, что много нужно писать, а они устали и вообще после спорта, то я взвешу все «за» и «против», и если никакой срочности в данном грамматическом упражнении нет, то не стану кричать, что у нас учебный план, и что это за разговорчики в строю, в школе надо делать, как учитель сказал, а не лениться, подумаешь, 8-ой урок, ученик всегда должен быть весел и бодр как пионер. А если необходимость расправиться с материалом срочная, то так им и объясню.

Давить авторитетом иногда можно и даже нужно, иначе создается ложное впечатление, что учитель бесхребетный, можно свесить ноги ему на шею и ничего не делать на уроках. Но показывать зубы логично только в случае, если уверен в своей правоте и в том, что хватит моральных сил отстоять свою точку зрения. Например, я никогда не начинаю спор, если не очень хорошо себя чувствую или если по сути согласна, что это предложение можно было и не записывать в тетрадку. Но если меня действительно что-то разозлило – грубость, хроническая лень, намек на неуважение – то волну цунами поднять я тоже могу. И поднимаю.

Понятие «власти» у каждого свое. На основании чего к одним прислушиваешься, а других игнорируешь? Почему кому-то, кажется, ничего и делать толком не надо, а его уважают, а другой может кричать и ругаться и все просто пожмут плечами? Мотивирует ли кого-то на самом деле страх или только подавляет? Что такое этот «Святой Грааль», который сможет подарить нам гармонию в обществе, где столько агрессии? Ответы на эти вопросы я ищу каждый день, и я знаю, что они – мои школьники – тоже ищут. Нет ничего прекраснее человека в поисках себя, в попытках разобраться, как устроена эта жизнь и в желании изменить что-то к лучшему. Меня по-прежнему удивляет желание еще даже не совсем взрослых умов умов менять мир, дискутировать, творить. Меня зачастую поражает их мудрость, их умение по-новому взглянуть на старые парадигмы и потрясти логикой, совершенной в своей кажущейся простоте. На вопрос «Куда катится этот мир?» у меня есть однозначный ответ: «Он становится лучше». ОНИ делают его лучше, если у них есть нужная мотивация. Я считаю, это только на пользу обществу, что учителя нынче не пользуются неприкосновенным авторитетом, что нам приходится развиваться каждый день, чтобы поспевать за новыми поколениями и заслужить их уважение, а не их страх. Если давить на человека, рано или поздно он или превращается в раба или отскакивает как пружина и последствия непредсказуемы. Если понять человека, то он ответит тебе взаимностью, улыбнется сам и сделает так, чтобы улыбнулась еще сотня людей.