- Марьиванна, вам презервативы не нужны?
Отличный вопрос в 8 утра мне, вбежавшей к началу первой пары в класс и открывшей журнал. В голове сразу проносится: "Черт, хочется спать, а не думать, что отвечать на каверзные вопросы". Медленно поднимаю взгляд на своего 18-летнего собеседника.
"Они в темноте светятся!" - радостно восклицает он. Мне стоит большого труда не рассмеяться, а мысленно прокручивать варианты ответа. "Продаю!" - так и не дождавшись от меня реакции продолжает старшеклассник.
Ага, вот она, зацепка. "Продаешь? А я думала, подросткам нынче бесплатно презервативы раздают? Разве нет?" Все, диалог налажен, училка при упоминании презервативов не покраснела, не стала задыхаться от возмущения и даже умудрилась сохранить невозмутимое выражение лица. По собеседнику вижу, что тема, не получившая развития, его перестала интересовать.
Проверка границ. Дергание за косички. Привлечение внимания всеми придуманными подростками способами. Как далеко я смогу зайти? Кому можно сесть на шею, а кому - лучше и не пытаться? Какое место я займу в новом коллективе? Новая школа, новые учителя, новые одноклассники - есть от чего занервничать. И им, и мне.
Любая социальная группа требует определенной иерархии. Подростковая борьба за свободу от авторитета взрослых и при этом - тяга к установленным рамкам и правилам. Иногда сил нет ставить их на место, думаешь - а, может, и не надо, они же почти взрослые, они сами должны все понимать уже, а если не понимают, это их проблемы. Но это всегда проигрышный вариант. Иногда прикрикнешь, проявишь строгость и твердость, и видишь, что да, они этого и ждали, они это одобряют, потому что в глубине души анархия их страшит.

- Марьиванна, а у вас есть высшее образование?
Да, этому вопросу явно место посреди скучного грамматического упражнения. Дети - отличные психологи и прекрасно понимают, что каждый человек любит поговорить о себе. А когда учитель отвлекается на такие разговоры, упражнение-то можно и не делать - если повезет, то вообще полурока! Прекрасно понимаю, что это ловушка, но не попасться невозможно. "Да, конечно, и вообще у меня красный диплом!" Повод похвастаться использован. "Красный? Это потому что вы в советское время учились?" Все, на этот раз улыбку сдержать не получается. Так, все, продолжаем упражнение, а то расслабишься тут с вами.
Каждый ответ на такой личный вопрос будет изучен под микроскопом, потом промелькнет в разговоре на уроке у другой группы - круговорот сплетен в школе можем посоперничать с женским форумом! Ученики сплетничают об учителях, наша репутация - это то, что рассказывают старшие младшим. А учителя сплетничают об учениках: "Вовочка сегодня, кажется, не в духе, у меня на уроке тихо сидел. А к вам он утром приходил?"

-Так, видеть не хочу карты в коридоре на перемене! - бросаю я ученикам, проходя мимо в свой кабинет.
- Ну так не смотрите!
Брррр. Жесткая риторика у нас в ходу. Иногда ответят так грубо, неуважительно, что перехватывает дыхание от возмущения. А отвечать надо! И не всегда знаешь, что, и момент можно легко упустить, и проиграть раунд. Один раунд, другой - там уже и игра, глядишь проиграна. Когда не знаю, что ответить, емко, жестко и высмеивающе - так, чтобы желания вступать в перепалку больше ни у кого не возникало - приходится задействовать фирменный ледяной взгляд и такой же тон, объясняя нерадивым ученикам, что именно я имела в виду. Не всегда действует и приходится признать, что раунд если не проигран, то сведен к ничьей. И нужно напрягаться в ожидании новых выпадов. Естественно, такое позволяют себе не все, а один-два человека в группе, чья роль в нашем маленькой социуме - клоун. Клоун хуже отпетого двоечника, потому что успешно может отвлечь остальных учеников.

Такие зарисовки - моя ежедневная реальность. Иногда они оставляют позитивное чувство, иногда выбешивают, иногда хочется плакать, как достали. Я все время словно в передаче "Слава Богу, ты пришел" - куча реплик, куча быстрых ответов. Можно ужаснуться: "До чего же ученики невоспитанные! Да чтобы я себе такое позволил, когда учился в школе!" или осудить: "Это что же за учитель такой, которому в принципе кто-то рискует что-то подобное сказать?" Я бы и сама что-то такое подумала, я все сравниваю себя с коллегами. Иногда завидую тем немногим, на чьих уроках всегда стоит гробовая тишина. Иногда сочувствую тем, на чьих уроках детки кидаются бумажками друг в друга и пускают самолетики. Бывает очень по-разному. Хорошие уроки, плохие уроки, уже в самом начале определенная атмосфера в воздухе витает и все понятно уже. В основном у нас с детьми все хорошо. В том смысле, что обстановка рабочая, задачи поставленные мы выполняем, процесс идет, результат есть. Но как спросят иногда, не нужны ли мне презервативы... )))